Процесс воспитания ребенка очень важен для формирования личности. Некоторые родители чрезмерно увлекаются воспитанием, применяя слишком жесткие методы воспитания собственных чад. Из-за банальных ошибок родителей у ребенка отсутствует дисциплина, из-за чего возникает ряд проблем в зрелом возрасте. Основные советы педагогов и психологов помогут преодолеть родителям любой возхраст ребенка и грамотно научить его дисциплине.
Основные ошибки в воспитании детей
В процессе воспитания ребенка родители совершают банальные ошибки, в результате которых ребенок вырастает неорганизованным и беспомощным:
- Чрезмерный контроль, с которым они перегибают палку в разных возрастах. Случается даже такое, что родители не понимают, что их ребенок вырос и влезают за рамки его личных границ даже после 20-ти лет. Естественно, встречая отпор, родители начинают манипулировать ребенком, чтобы не утрачивать над ним полный контроль.
- Манипулирование. Как эмоциональное, так и физическое. К примеру, если у ребенка запланированы дела на определенное время, а родителям нужно, чтобы он приехал и помог, то конфликт может привести к тому, что чадо не сделает свои дела в угоду родителям. Такое манипулирование приводит к тому, что у ребенка будет отсутствовать внутренняя дисциплина. Кроме того, он будет достаточно слабохарактерным, если не станет сам работать над собой.
- Желание все сделать за ребенка. Дисциплина в данном случае подрывается тем, что родители, делая банальные вещи за ребенка, лишают его самостоятельности. Следовательно, возможности принимать решения самостоятельно и организовывать свое время у человека будет меньше.
- Подавление желаний ребенка. К примеру, человек хочет сменить имидж или заняться каким-то другим делом, которое родителям не понятно. Естественно, они начинают подстраивать жизнь человека под себя, под «нормальный» распорядок вещей. Такое воспитание приводит к слабохарактерности ребенка, а также к невозможности человека во взрослом возрасте грамотно планировать свою жизнь, дисциплинировать ум и время.
- Сомневаться в окружении или выборе второй половинки. Организация и дисциплина не создаются в одиночку. Если в человеке заложено зерно сомнения в окружении, то врятли он будет рационально использовать время. Кроме того, спутанные авторитеты он сможет сам распутать далеко не сразу. Сомнения в окружении не дадут ему возможности делегирования полномочий долгое время, а из-за этого научиться собственной дисциплине.
Данные ошибки актуальны для подростков старшего и среднего возраста, а также для взрослых людей, находящихся под влиянием родителей. Но в случае с малышами дошкольного и младшего школьного возраста ряд советов могут идти вразрез с имеющимися выше ошибками.

Как научить ребенка дисциплине
Как говорилось выше, детей можно и нужно учить дисциплине по возрастам. В данном материале представлены варианты с несколькими возрастными категориями.
Возрастной диапазон 3-5 лет
Такой возраст отличается тем, что дети умеют и хотят действовать по инструкции. У них хорошо работает установка связи между ранее совершенным действием и результатом. Дети в таком возрасте любят то, чем они занимаются. Потому важно научить их дисциплине и личным границам во избежание проблем в будущем. Но стоит помнить, что наказание в данном случае – не метод воспитания. А помогут научить ребенка дисциплине следующие советы.
- Принцип позитивной дисциплины. Задача такого метода – фокус ребенка на правильной модели поведения, а на неправильной. Задача родителей – обратить внимание ребенка на поставленную задачу без негативного подтекста. Такой метод прекрасно работает с чадами младших возрастов.
- Наздор за чадом. Часто дети не знают, где грамотный поступок, а где нет. Особенно это касается социализации. Родителям важно в этот момент взросления самим быть образцом для ребенка. Иными словами, запрещая чаду что-то не стоит это делать самому. Вежливость, уважение к окружающим, здоровый образ жизни, и дисциплина в том числе помогут чадам перенять наиболее полезные привычки от родителей, наблюдая их воочию.
- К ограничениям без объяснений стоит прибегать только в раннем возрасте. Наказание не выход лишь потому, что чадо концентрируется на негативе и родительский авторитет может превратиться в подобие тирании. Некоторые используют метод награды в виде денег, сладостей или ценных вещей. Но надо показать ребенку, что она не всегда бывает ощутимой. Например, чувство удовлетворения от выполненной работы.
- Период охлаждения. Иногда дети, когда не получают ожидаемого результата или предмета, подарка, впадают в панику. Чаще всего, такие эмоции в виде слез и обид не берутся из ниоткуда. Но в данном случае выговоры и попытки заставить ребенка поступить правильно могут привести к обратному эффекту. Если у ребенка случилась истерика, важно дать ему остыть, отпустить эмоции. После того, как у ребенка истерика прекратится, важно в спокойных тонах поговорить с ним и объяснить совершенную ошибку. Запрещать детям выплескивать негатив не стоит, это сделает их замкнутыми и раздражительными.

Диапазон возраста 6-8 лет
Особенностью данного возраста является то, что дети воспринимают сказанное родителями в буквальном смысле. Поэтому, если родители говорят с детьми о последствиях плохого поведения, то важно дать оценку самому себе: возможно ли осуществление сказанного ранее. Наказания должны быть в меру, практичными и учить ребенка дисциплине.
- В таком возрасте детям важно иметь структуру организации времени. Родителям можно постепенно устанавливать правила в общении как внутри семьи, так и с окружающими. Главное, не переусердствовать и избегать гиперопеки, о которой говорилось выше. Если детям вовремя не сформировать личные границы, в будущем помимо отсутствия дисциплины, могут быть проблемы с социализацией.
- В таком возрасте дети еще лучше осознают причинно-следственные связи между действиями и последствиями. Важно показать им на примере причину и последствия ранее совершенных неправильных поступков, а не забивать мозг пустыми лекциями о правильном поведении.
- Учить бережной дисциплине. Педагоги называют этот этап перенаправлением. Например, если детям нравятся дорогие гаджеты, а родители или не могут потянуть их финансово, либо желают научить ребенка более моральным ценностям, можно ненавязчиво предложить поиграть с более дешевым аналогом, показывая, что функций у него не меньше. Главное, если ребенок закатит истерику-дать ему спокойно выплеснуть эмоции и повторить установку в спокойной обстановке.
- Метод тренинга эмоций. К ним прибегают и многие взрослые. Например, женщины из-за безответной любви вместо депрессии погружаются с головой в карьеру. А ребенок, если начинает бить родителей или кидать игрушки, может направить силы на спортивные игры с мирными правилами вроде тенниса или шахмат. После выплеска эмоций можно постараться решить задачу, которую не удалось восстановить ранее по причине возникшего конфликта.

Диапазон возраста 9-12 лет
Для данной категории также характерны методы логических и следственных связей, а также ряд других альтернатив.
- Нужно в этом возрасте помочь детям извлечь опыт из собственных ошибок. Иногда родителям стоит отступить, чтобы ребенок смог прочувствовать последствия проступка. Например, если он не хочет никак рано ложиться, пусть денек-другой поживет по своему режиму. Собьет его, будет сонным и вялым. Чтобы не было пререканий со стороны воспитателей, можно объяснить им метод заранее, в лучшем случае они подыграют. Поняв ошибку, ребенок будет меньше капризничать по банальным вещам.
В таком возрасте дети отказ воспринимают за враждебность. Особенно, если он не обоснован и отсутствует альтернатива. Если у ребенка будет выбор, ему будет проще сказать заветное «Нет» самому. Важно суметь дать чаду простые варианты выбора, чтобы ему легче было сориентироваться.

Дети от 13 лет и далее
Подростки известны своим упрямым и независимым характером. Если инфантильность затянулась, она проявится и во взрослом периоде. В этом возрасте логические связи не всегда работают. Для воспитания можно использовать следующие советы:
- Процесс мозгового штурма или обсуждения для принятия решений. У подростков возникает проблема того, что он чувствует себя взрослым, хотя до 18-20 лет таковым пока не является. Упрямство и свое поведение – лишь способ показать свою независимость. Важно не делать проблему из самих детей, а обсуждать с ними их проблемы и искать совместно пути решения. Из-за обсуждений, а не нотаций со стороны родителей, дети будут чувствовать большую ответственность за себя и поступки.
- При особых случаях можно лишить ребенка ряда привилегий. Если чадо пришло домой позже положенного срока, можно лишить его прогулок строго на определенный срок. Но забираемая привилегия должна быть связана с зоной плохого поведения, иметь с ней связь. Иначе наказания ребенок вряд ли поймет, только будет еще больше упрямиться.
- Переговоры-еще один способ дисциплинировать подростков. Если переговоры будут вестись на мирных тонах, то способ найти компромисс будет более очевидным, на эмоциях упускаются явные детали конфликта и подростки будут чаще поступать как им хочется, а не как нужно. Поиск альтернативы поможет помимо дисциплины выработать в ребенке умение мыслить аналитически.

Данные советы помогут родителям не только дисциплинировать ребенка, но и найти с чадом общий язык.