По названию
По ингредиентам
Искать в в рецептах в советах в темах
×
×

Как правильно подготовить ребенка к школе – советы психолога

+ Избранные (+0)
21 Августа 2019 15:48 650 0

Фото блюда

Как правильно подготовить ребенка к школе – советы психолога
  • Пожаловаться
2
Нравится?

Блок автора

В дошкольном возрасте ребёнок прекрасно осваивает новые навыки, с интересом познаёт новый мир. Хочет знать, почему и зачем происходят совершенно разные вещи. И если ему помочь в освоении нового, то переход в статус школьника может пройти легко и безболезненно. Для большинства детей подготовкой к школе являются посещение детского сада. 

Опыт и профессиональные знания воспитателя, а так же специально разработанные программы, учат детей базовым коммуникативным навыкам, определённой самостоятельности. Но это совершенно не означает, что родителям больше не надо ничего делать.

Ответственность родителей

На самом деле,  на родителях лежит очень большая ответственность именно перед началом школьного обучения. Именно они будут решать, в какую школу, и в какой класс, с какой программой пойдёт их первоклассник. Делая выбор за ребёнка, надо постараться учесть его склонности. 

Определившись с уровнем требований в выбранном школьном учреждении надо определиться с потребностью в дополнительном образовании. Возможно, понадобятся занятия в развивающих детских центрах, а может быть хватит и собственных сил родителей.

Важно! Не стоит откладывать подготовку к школе на последний год. Лучше взять за правило проведение  регулярных развивающих занятий с самого первого года. Сначала это будут песни, стихи и сказки, потом игры, совместное чтение и разучивание стихов. В таком случае школа станет новой формой обучения, с элементами привычных занятий. И родителям, и ребёнку в этом случае удастся избежать сильного стресса.

Все дети взрослеют по-разному, но есть моменты, по которым можно оценить готовность к обучению в школе.

Критерии готовности к школе

Есть несколько критериев готовности ребенка к школе.

  1. Уровень личностного развития. Первокласснику важно уметь самостоятельно применять свои знания, уметь ставить задачи и решать их на доступном ему уровне. Например, воплощать собственные замыслы в рисунке или игре. Необходимо желание учиться новому, экспериментировать.
  2. Уровень интеллектуального развития. Это и кругозор, и грамотная речь. И умение видеть причинно-следственные связи.
  3. Уровень социально-психологического развития. Важны навыки общения со сверстниками и взрослыми. Умение конструктивно отстаивать собственные интересы (умение договариваться, обмениваться игрушками, распределять роли в игре). Важна эмоциональная отзывчивость, сопереживание другим (начинать можно с героев сказок). Очень важно умение управлять собственным поведением, понимание «что такое хорошо, и что такое плохо». Важны знания азов правил дорожного движения и поведения в общественных местах.
  4. Уровень физического развития. И это не только здоровье и правильная осанка. Это и самостоятельное выполнение гигиенических процедур, и любовь к спортивным занятиям, и правильное питание. Ключевым словом здесь будет – самостоятельность.

Важно! В достижении каждого из перечисленных уровней важно деятельное участие родителей. Многие моменты, связанные психологической уравновешенностью,  ценностями и культурой поведения могут быть сформированы только в семье.

Основные навыки

Темп современной жизни диктует высокую интенсивность школьного обучения. По этой причине, первоклассник, только пришедший в школу, уже должен обладать определённым уровнем знаний и навыков.

1. Чтение

Чтение и усвоение информации являются базой, фундаментом для всех остальных знаний. Чтобы ребёнок не отстал от сверстников в учёбе, желательно выучить с ним алфавит и освоить навык чтения ещё до школы. Сделать это лучше в процессе игр и творческих занятий. Например, в форме букв можно испечь печенье, вылепив его вместе с ребёнком. 

Можно попросить изобразить позой, пантомимой животное или предмет, на которое похожа изучаемая буква. Не стоит гнаться за скоростью чтения. Те, кто быстро читают, часто угадывают слова по первым буквам, а не прочитывают их полностью. На этом этапе важно именно формирование правильного навыка.

С первых лет ребёнку надо читать книги вслух. С интересным и понятным сюжетом, с красивыми картинками. Когда он научится читать, не надо заставлять его делать это, чтобы не вызвать реакцию отторжения. Надо постепенно приучать его к этому занятию, подбирая интересные книги.

2. Счёт

Сегодня, при зачислении в школу, от ребёнка ждут знания цифр и чисел от единицы до двадцати, понимания сути сравнения (больше или меньше), сложения и вычитания.  Помимо арифметики, современные дети должны знать названия простых геометрических фигур, уметь их различать и рисовать. Все эти знания достаточно легко вписать в игровой процесс. И здесь будут полезны и конструкторы, и мозаики, и любые другие развивающие игры.

3. Письмо

Навык каллиграфического письма не нужен. Но необходима развитая мелкая моторика и умение писать печатные буквы. Для развития мелкой моторики подходят любые занятия, в которых активно действуют пальцы рук. Работа с мелкими, но по возрасту, предметами. Это и конструктор, и создание аппликаций, и лепка из пластилина, и рисование. 

Последнее ещё и развивает навык правильно держать в руке ручку или карандаш. Очень полезны контурные «разукрашки» кода ребёнок учится, работая карандашом или фломастером,  не выходить за контур нарисованной фигуры. Хорошо помогает рисование по точкам, когда результатом движения по заданной траектории является почти профессиональный рисунок.

4. Творчество

Дети с удовольствием лепят и рисуют красками, делают аппликации или оригами. Крайне необходимо сформировать навык доведения до результата начатого занятия. Это останется с ребёнком на всю жизнь и будет ему очень полезно. Творческие занятия хорошо совмещаются с развитием других навыков – умением рассказывать и объяснять. 

Всегда стоит расспрашивать маленького автора, что же он хотел нарисовать или сделать, почему он сделал это именно так. Детям свойственно фантазировать, и надо постараться сохранить это умение выходить за рамки стандартов. Потому что позже эту их черту будут называть креативностью.

Помимо прочего, такие занятия ещё и вырабатывают усидчивость. Постепенно готовят ребёнка заниматься одним конкретным делом на протяжении 35-45 минут, что очень важно для первоклассников.

5. И ещё

Важен общий кругозор ребёнка. Знание времён года и природных явлений, времени суток, личной информации о себе и родителях – имени, фамилии, адреса проживания. Ребёнок должен понимать, чем живые существа отличаются от неодушевлённых предметов. Знать и выполнять простейшие правила собственной безопасности.

Советы от психолога

Готовя ребёнка к школе, родителям стоит заниматься с ним по 15-20 минут, обязательно в игровой форме. Необходимо чередовать чтение и физические нагрузки, письмо и арифметику. Нельзя заставлять что-то делать, важно – вовлекать в игру. Только так можно добиться хороших результатов и привить любовь к изучению нового.

Несколько конкретных советов от психолога:

  1. Можно играть с ребёнком в школу, показывая, что и как там будет, знакомя с правилами. Пи этом стоит иногда меняться ролями, позволять ребёнку побыть учителем.
  2. Стоит понаблюдать за общением ребёнка с незнакомыми ровесниками. Возможно, понадобится подсказать ему, как легче знакомиться и налаживать контакт в новом коллективе.
  3. Стоит говорить ребёнку о пользе знаний в дальнейшей жизни. Хорошо это иллюстрировать понятными ему примерами из собственной жизни.
  4. Ребёнку надо заранее рассказать о правилах поведения в школе, о необходимости слушать учителя. Ведь иначе можно прослушать самое интересное.
  5. Уверенный и спокойный ребёнок будет хорошо учиться. Если в поведении ребёнка что-то настораживает, стоит обратиться за помощью к детскому психологу.

Заключение

Сегодняшняя начальная школа очень требовательна к первоклассникам. Даже если она самая простая, без уклонов и специализаций.  Детский сад и занятия в подготовительных группах помогают ребёнку подготовиться к школе. Но это не отменяет участие в подготовке родителей. Чтобы не пытаться всё успеть в один последний год перед школой, надо с первого года уделять внимание развитию ребёнка. 

Не просто играть с ним, но учить его в процессе игры. Не отмахиваться от его просьб почитать или рассказать сказку. Читать вслух, ещё и обсуждать прочитанное, придумывать продолжение, рисовать персонажей. Собственные силы и время вкладывать всегда сложнее, чем собственные деньги. Но результат всегда окупается.

2
Нравится?