Значимость игры в развитии ребёнка нельзя переоценить. Благодаря игре дети изучают законы окружающего их мира и приспосабливаются жить по его правилам. Ребёнок от взрослого отличается прежде всего повышенной энергичностью. Поэтому наиболее интересной для него будет та игра, в которой нужно много двигаться.
А различные интеллектуальные головоломки тоже, конечно, ему интересны, но долго их разгадыванием он заниматься не будет. Ведь ему постоянно нужно куда-то выплёскивать накопившуюся энергию. Поэтому подвижные игры имеют особую актуальность. Причём многие из них оказывают положительное влияние не только на физическое здоровье, но и на способность мыслить и проявлять смекалку.
Особенности игр для дошкольников
Подбирая игры для младших дошкольников, следует иметь в виду, что дети этого возраста стараются во всём подражать взрослым, а также всему, что их окружает. Так, например, они с радостью будут махать руками, представляя себя порхающей по цветам бабочкой или прыгать словно зайчик.
Важно! Именно благодаря хорошо развитой у детей способности имитировать, многие подвижные игры для дошкольников несут определённый сюжетный характер. Преимущественно в таких играх дети должны бегать или прыгать.
Топ 10 игр
Рассмотрим 10 довольно популярных и эффективных игр, которые оказывают положительное влияние на здоровье ребёнка и при этом являются интересными для детей. Дошкольники с удовольствием будут в них играть. Иными словами, каждая из представленных ниже игр – это полезное и приятное занятие для ребёнка.
1. Воробушки и автомобиль
Основная цель игры «Воробушки и автомобиль» – приучать ребёнка бегать. Причём делать он это должен так, чтобы не сталкиваться со сверстниками, то есть с другими участниками игры. Сначала дети сидят на скамеечках и представляют, что они – птички в гнёздышках. Все эти скамеечки должны быть установлены на одной стороне помещения, в котором проводится игра.
А на другой стороне должен находиться воспитатель. Во время игры именно он будет изображать автомобиль. Сначала воспитатель даёт команду детям подняться со скамеечек и начать бегать. При этом они должны махать руками, представляя будто это крылья. Затем воспитатель заявляет о том, что «едет автомобиль», после чего все «воробушки» должны возвратиться в свои «гнёздышки».
2. Мыши водят хоровод
Эта игра хорошо развивает двигательную активность. Проводится она так. Сначала нужно выбрать того, кто будет водить. Его называют «котом». Он должен сесть на стул и закрыть глаза. Остальные, представляя себя мышами, начинают ходить вокруг «кота».
Затем, в определённый момент все дети разбегаются, «кот просыпается» и приступает к «ловле мышей». Те, разумеется, пытаются от него убежать. Но кто-то в любом случае будет пойман. Он и станет новым «котом».
3. Через ручеёк
Игра «Через ручеёк» учит детей держать равновесие и прыгать. Площадка, на которой планируется проводить игру, должна быть расчерчена. Понадобятся две линии, которые должны друг от друга находиться на расстоянии – чуть менее 2 м. Это будут «берега ручейка». В самом же ручейке должны быть «камешки». Задача детей – перебраться с одного «берега» на другой, прыгая по нарисованным «камешкам».
4. Такси
Игра «Такси» учит детей двигаться в паре. Для проведения потребуются большие обручи радиусом около 50 см. Два участника игры становятся внутрь обруча, держась за него руками. Один будет изображать водителя такси, а другой – пассажира.
5. Снежинки и ветер
А это ещё одна игра, в которой дети учатся бегать в разных направлениях, стараясь при этом избегать столкновений со сверстниками. Все участники должны представлять себя летающими по воздуху снежинками.
Воспитатель при этом периодически подаёт одну из двух команд. Первая команда – «Ветер!» Услышав её, дети должны начать бегать. А вторая команда – «Нет ветра!» Как только она прозвучит, участники должны присесть, как бы показывая, что снежинки опустились на землю.
6. Удочка
Игра «Удочка» способствует развитию ловкости, внимания и скорости реакции. Суть её заключается в следующем. Сначала все участники становятся в круг. А воспитатель, исполняющий роль рыболова, при этом должен находиться в центре. В руках у «рыбака» должна быть верёвочка, на конце которой закреплён маленький мешочек, наполненный песком.
Это будет удочка. Задача воспитателя – вращать верёвочку над полом. А задача детей, которые в этой игре являются рыбками, нежелающими, чтобы их поймали – подпрыгивать, когда верёвочка (она же удочка) проходит рядом с их ногами. Тот, кто коснётся верёвочки, выбывает из игры.
7. Паук и мухи
Эта игра учит детей выполнять определённые действия по сигналу. В одном из углов помещения, где планируется проводить эту игру, нужно обозначить паутину. Именно здесь должен находиться «паук» – тот, кто по сути является водящим. А все остальные будут исполнять роль мух.
Когда начинается игра, все дети, кроме «паука», должны бегать по помещению, представляя себя летающими и жужжащими мухами. А в тот момент, когда воспитатель даёт команду «Паук!», все резко замирают. Сразу после этого начинает действовать «паук». Он должен выйти из своего укрытия и внимательно смотреть на всех неподвижных «мух».
Того, кто пошевелится, он берёт и отводит в свой угол. Затем всё начинается сначала: «паук» снова сидит в своей «паутине», а дети-мухи бегают по залу. Как только это повторится ещё дважды или трижды, можно подводить итог, подсчитывая, сколько мух было поймано.
8. Береги предмет
Для игры «Береги предмет» потребуется несколько кубиков. В самом начале игры дети становятся в круг. Возле ног каждого из них должен лежать кубик. А воспитатель становится в центре. Его задача – отнять кубик у кого-либо из детей. При этом каждый ребёнок должен стараться защищать свой кубик.
И как только он видит приближающегося к нему воспитателя, он должен присесть и закрыть лежащий возле его ног предмет руками. А когда воспитатель отойдёт, можно снова вставать, оставляя кубик на своём месте.
9. Где звенит колокольчик?
Эта игра учит дошкольников ориентироваться по звуку. Сначала все стоят по одной стороне помещения. По команде дети отворачиваются к стене, а няня, которая держит в руках колокольчик, должна куда-нибудь спрятаться. После этого дети должны отыскать спрятавшуюся няню, ориентируясь по звуку, который издаёт колокольчик.
10. Лохматый пёс
В игре «Лохматый пёс» роли между детьми распределяются следующим образом. Кто-то один должен быть псом, а все остальные просто должны его бояться. «Пёс» находится на одной стороне помещения, а все остальные – на другой. По команде дети начинают тихо приближаться к «спящему псу», стараясь его «не разбудить».
Воспитатель в это время начинает читать короткое стихотворение. И когда оно заканчивается, «пёс» резко «пробуждается», начинает громко лаять и бегать за всеми, стараясь кого-либо поймать. Задача детей – убежать от пса и куда-нибудь спрятаться.
Заключение
Подвижные игры развивают моторную сферу детей, а также формируют умение действовать сообща. Каждая игра должна соответствовать уровню развития ребёнка и быть для него интересной.